Вагоны СВ курсируют в составе российских поездов уже почти 100 лет. Это по-прежнему уютное купе для двух пассажиров, но оснащение, дизайн и уровень услуг претерпели значительные изменения.
Сполна насладиться романтикой путешествия на поезде можно в спальном вагоне (СВ). По уровню обслуживания СВ превосходит купе, а набор предоставляемых услуг в нем значительно шире. Спальные вагоны встречаются не в каждом поезде и могут выглядеть по-разному: одни отличаются лишь небольшим количеством мест, а другие напоминают номера в отеле.
Сполна насладиться романтикой путешествия на поезде можно в спальном вагоне (СВ). По уровню обслуживания СВ превосходит купе, а набор предоставляемых услуг в нем значительно шире. Спальные вагоны встречаются не в каждом поезде и могут выглядеть по-разному: одни отличаются лишь небольшим количеством мест, а другие напоминают номера в отеле.
Особенности спальных вагонов
СВ, или «спальный вагон первого класса», рассчитан на двух человек в каждом купе. Уединенность и высокий уровень комфорта отличают СВ от купе. Более высоким классом является только люкс.
Один вагон СВ рассчитан на 16-18 мест, а в двухэтажных поездах их может быть в два раза больше. Вагон также включает крайнее одноместное купе, предназначенное для проводника. Из-за высокой стоимости билеты в СВ покупают реже, чем в купе и плацкарт. Поэтому обычно в состав включают не более одного-двух таких вагонов. Если направление не пользуется большой популярностью, вагонов повышенного комфорта в поезде может не быть вовсе.
Чаще всего купе в вагонах СВ являются двухместными, при этом обе полки находятся на нижнем уровне. Однако существуют исключения. Например, в экспрессе № 3/4 Москва — Петербург предусмотрены два типа купе в вагонах СВ. В первом случае есть одноместные купе, а во втором — двухместные, где полки расположены одна над другой, а не напротив.
В каждом СВ стандартных поездов РЖД есть два санузла. В некоторых составах предусмотрены индивидуальные туалеты с душем, рассчитанные на одно-два купе.
Пассажиры, путешествующие в СВ, располагают большим свободным пространством. Помещения в СВ примерно на метр шире купе, а спальные места длиннее на 5–20 см. Кушетки в СВ значительно мягче, чем в купе. В длительных поездках эти, казалось бы, небольшие отличия становятся особенно заметными.
Между двумя кроватями всегда размещается складной столик, а на внутренней стороне двери установлено зеркало. В каждом из купе вагона СВ есть розетки, светильники и кнопки для вызова проводника у расположенных у изголовья кроватей. Также предусмотрены индивидуальные зоны для хранения ручной клади и вешалки для одежды. В некоторых случаях рядом со спальными местами устанавливаются дополнительные кресла или тумбочки. Также в некоторых купе есть небольшие шкафчики для хранения вещей или дополнительные полки.
Один вагон СВ рассчитан на 16-18 мест, а в двухэтажных поездах их может быть в два раза больше. Вагон также включает крайнее одноместное купе, предназначенное для проводника. Из-за высокой стоимости билеты в СВ покупают реже, чем в купе и плацкарт. Поэтому обычно в состав включают не более одного-двух таких вагонов. Если направление не пользуется большой популярностью, вагонов повышенного комфорта в поезде может не быть вовсе.
Чаще всего купе в вагонах СВ являются двухместными, при этом обе полки находятся на нижнем уровне. Однако существуют исключения. Например, в экспрессе № 3/4 Москва — Петербург предусмотрены два типа купе в вагонах СВ. В первом случае есть одноместные купе, а во втором — двухместные, где полки расположены одна над другой, а не напротив.
В каждом СВ стандартных поездов РЖД есть два санузла. В некоторых составах предусмотрены индивидуальные туалеты с душем, рассчитанные на одно-два купе.
Пассажиры, путешествующие в СВ, располагают большим свободным пространством. Помещения в СВ примерно на метр шире купе, а спальные места длиннее на 5–20 см. Кушетки в СВ значительно мягче, чем в купе. В длительных поездках эти, казалось бы, небольшие отличия становятся особенно заметными.
Между двумя кроватями всегда размещается складной столик, а на внутренней стороне двери установлено зеркало. В каждом из купе вагона СВ есть розетки, светильники и кнопки для вызова проводника у расположенных у изголовья кроватей. Также предусмотрены индивидуальные зоны для хранения ручной клади и вешалки для одежды. В некоторых случаях рядом со спальными местами устанавливаются дополнительные кресла или тумбочки. Также в некоторых купе есть небольшие шкафчики для хранения вещей или дополнительные полки.

Оснащение вагонов и купе СВ
- Складывающийся столик между нижними полками
- Зеркала
- Текстильные шторы на окнах, скатерть
- Крючки и плечики для одежды, возможно, закрытые небольшие шкафы
- Полки для ручной клади и отсек для чемоданов
- Индивидуальные светильники у изголовья спального места
- Розетки для каждого пассажира на 220V и USB-разъемы
- Сейф
- Кулер с холодной и горячей водой на вагоне
- Кнопка вызова проводника
- Телевизор
- Кондиционер
Полки в вагонах СВ обычно чуть шире, чем в плацкартных и купейных. Их точные габариты зависят от типа поезда и могут достигать до 190 см в длину и более 83 см в ширину. Также существует компоновка с нижней полкой, которая напоминает небольшую кушетку и раскладывается в полноценное спальное место.
Уровень услуг и комфорта в вагонах СВ может значительно различаться в зависимости от класса и маршрута поезда. Например, в большинстве вагонов общий санузел оснащен типом био и функционирует при остановках, а также может предоставляться дополнительная душевая. Иногда купе СВ могут быть оснащены индивидуальными раковинами; например, личные умывальники установлены в вагонах СВ на некоторых экспрессах, например, на поезде Москва — Петербург.
Услуги в вагоне СВ
Услуги в вагоне СВ могут варьироваться в зависимости от конкретного направления, типа поезда и класса билета:
- Комплект постельного белья
- Гигиенический дорожный набор
- Полотенца
- Питание
- Пресса
- Индивидуальная настройка кондиционера
- Доступ к мультимедийным сервисам и Wi-Fi
- Смарт-ключ для запирания двери
- Увеличенная норма багажа
- Возможность провоза животных
- Доступ в зону отдыха на вокзале отправления или прибытия
- Возможность заказа трансфера
Если вы едете в вагонах СВ с маленькими пассажирами, их будут ждать подарки! Дети до 10 лет получат "Дорожные наборы" от РЖД.

Питание в вагоне СВ
В купе СВ на столе уже присутствует стандартный набор еды и напитков. Это черный и зеленый чай в пакетиках, кофе, шоколад, три вида фруктов и три прохладительных напитка. Обычно фрукты включают банан, виноград и яблоко или апельсин.
Из напитков обычно приносят бутылку воды и две бутылки сока. Иногда это могут быть две бутылки воды — газированной и негазированной — и одна бутылка сока. Иногда проводники предлагают пассажирам выбрать напитки самостоятельно, но это происходит не всегда.
Из напитков обычно приносят бутылку воды и две бутылки сока. Иногда это могут быть две бутылки воды — газированной и негазированной — и одна бутылка сока. Иногда проводники предлагают пассажирам выбрать напитки самостоятельно, но это происходит не всегда.

Питание в вагонах СВ организовано с учетом повышенного комфорта. Пассажирам предлагается полноценное меню, которое может включать горячие блюда, закуски, десерты и напитки. Завтрак, обед и ужин могут подаваться в купе или в специально оборудованных вагонах-ресторанах. Меню обычно разнообразное, с возможностью выбора блюд, а в некоторых поездах пассажирам предоставляется возможность заранее заказать еду по своему вкусу.
В вагонах СВ пассажирам предоставляется несколько рационов предоплаченного питания на протяжении всего пути. Количество рационов, предоставляемых пассажиру в поездке, указано в билете в виде У1, У2, У3 и т.д., где цифра обозначает количество рационов.
Расписание предоставления питания:
Первый прием пищи предоставляется пассажирам в зависимости от времени посадки в поезд:
В вагонах СВ пассажирам предоставляется несколько рационов предоплаченного питания на протяжении всего пути. Количество рационов, предоставляемых пассажиру в поездке, указано в билете в виде У1, У2, У3 и т.д., где цифра обозначает количество рационов.
Расписание предоставления питания:
- Завтрак: 07:00 – 11:59
- Обед: 12:00 – 15:59
- Ужин: 16:00 – 21:59
Первый прием пищи предоставляется пассажирам в зависимости от времени посадки в поезд:
- с 07:00 до 11:29 и после 21:30 – завтрак
- с 11:30 до 15:29 – обед
- с 15:30 до 21:29 – ужин
Классы обслуживания СВ
Перед выбором места путешественнику необходимо определиться с классом обслуживания в вагоне. Этот выбор определяет набор услуг, доступных пассажирам.
Билеты в СВ классе подразделяются на несколько категорий, обозначаемых цифрами и буквами. Каждая из них отличается набором предоставляемых услуг, оборудованием купе и стоимостью. Информацию о классе СВ можно узнать при выборе и бронировании билета на сайте перевозчика. Достаточно навести курсор мыши на конкретное место, чтобы увидеть соответствующие детали.
Вагоны 1Б, 1Э предлагают самый широкий спектр услуг, доступных пассажирам.
1Б — это СВ класс премиум уровня, эквивалентный бизнес-классу. Этот класс предназначен для одного пассажира, хотя в купе предусмотрено два спальных места. Это означает, что билеты на СВ класса 1Б продаются только полностью, на оба места. Пассажиры могут воспользоваться практически всеми доступными услугами (их набор может варьироваться в зависимости от перевозчика), включая доступ в VIP-зал на станции отправления. Например, на некоторых маршрутах в СВ 1Б могут включаться: широкий диван, телевизор, Wi-Fi и индивидуальная раковина.
1Э — это СВ класс, который во многом аналогичен предыдущему (1Б), за исключением того, что в нем можно приобрести только одно спальное место. При выборе билета на СВ 1Э в зависимости от поезда пассажиру предоставляется возможность выбрать тип места — мужское или женское (аналогичная опция доступна и для купейных вагонов). В услуги класса СВ 1Э могут входить: увеличенная норма багажа, доступ к мультимедийному комплексу перевозчика с фильмами, книгами и музыкой.
Вместе с покупкой места в СВ большинство пассажиров получают бесплатный доступ в бизнес-залы на железнодорожных вокзалах (при наличии таковых). Этой услугой могут воспользоваться пассажиры практически всех поездов дальнего следования, где есть спальные вагоны, в течение 3 часов до отправления поезда. А пассажирам поездов № 1/2 «Красная стрела» и № 3/4 «Экспресс» Петербург — Москва предоставляется возможность посещения лаунджа. Они также могут воспользоваться этой услугой в течение 3 часов после прибытия на конечную станцию.
1Т — это еще одно обозначение для СВ повышенного класса комфортности. В таком купе предусмотрены две полки, обе нижние и расположены напротив друг друга. В вагоне установлен общий кондиционер, а в каждом купе для пассажира предусмотрены розетки и телевизор. В стоимость билета СВ 1Т дополнительно входят комплект постельного белья, завтрак, чай, бутылка воды и гигиенический дорожный набор.
Вагоны классов 1Ф и 1Х в основном используются в поездах "Таврия", курсирующих в Крым. Они отличаются от обычных купейных вагонов только количеством спальных мест: вместо четырёх здесь предусмотрено всего два места на купе.
1Ф — это вагоны СВ с кондиционером и биосанузлом. В стоимость билета включены такие удобства, как постельное белье и дорожный набор. Некоторые поезда этого класса также предлагают возможность провоза животных при условии выкупа двух мест в СВ.
1Х — это практически аналогичный по уровню комфорта и набору услуг классу 1Ф. Основное отличие заключается в том, что в вагонах класса 1Х запрещен провоз животных.
Путешественники, которым достаточно базового набора услуг, таких как кондиционер и постельное белье, и которым не требуется доступ в бизнес-зал, обычно выбирают билеты в класс 1Л, 1Д или 1У. Эти классы выделены для тех, кто предпочитает путешествовать в спальных вагонах без переплаты за дополнительные услуги.
1У — это купе, где спальные места расположены одно над другим. Включенные в стоимость удобства включают общий кондиционер, спальные принадлежности и возможность провоза животных. Любые дополнительные услуги будут доступны за отдельную плату.
1Л и 1Д — это два класса СВ, которые предлагают уютные двухместные купе с улучшенным дизайном и базовыми удобствами. Включенные в стоимость услуги обычно включают постельное белье, кондиционер и санузел (не всегда био).
Билеты в СВ классе подразделяются на несколько категорий, обозначаемых цифрами и буквами. Каждая из них отличается набором предоставляемых услуг, оборудованием купе и стоимостью. Информацию о классе СВ можно узнать при выборе и бронировании билета на сайте перевозчика. Достаточно навести курсор мыши на конкретное место, чтобы увидеть соответствующие детали.
Вагоны 1Б, 1Э предлагают самый широкий спектр услуг, доступных пассажирам.
1Б — это СВ класс премиум уровня, эквивалентный бизнес-классу. Этот класс предназначен для одного пассажира, хотя в купе предусмотрено два спальных места. Это означает, что билеты на СВ класса 1Б продаются только полностью, на оба места. Пассажиры могут воспользоваться практически всеми доступными услугами (их набор может варьироваться в зависимости от перевозчика), включая доступ в VIP-зал на станции отправления. Например, на некоторых маршрутах в СВ 1Б могут включаться: широкий диван, телевизор, Wi-Fi и индивидуальная раковина.
1Э — это СВ класс, который во многом аналогичен предыдущему (1Б), за исключением того, что в нем можно приобрести только одно спальное место. При выборе билета на СВ 1Э в зависимости от поезда пассажиру предоставляется возможность выбрать тип места — мужское или женское (аналогичная опция доступна и для купейных вагонов). В услуги класса СВ 1Э могут входить: увеличенная норма багажа, доступ к мультимедийному комплексу перевозчика с фильмами, книгами и музыкой.
Вместе с покупкой места в СВ большинство пассажиров получают бесплатный доступ в бизнес-залы на железнодорожных вокзалах (при наличии таковых). Этой услугой могут воспользоваться пассажиры практически всех поездов дальнего следования, где есть спальные вагоны, в течение 3 часов до отправления поезда. А пассажирам поездов № 1/2 «Красная стрела» и № 3/4 «Экспресс» Петербург — Москва предоставляется возможность посещения лаунджа. Они также могут воспользоваться этой услугой в течение 3 часов после прибытия на конечную станцию.
1Т — это еще одно обозначение для СВ повышенного класса комфортности. В таком купе предусмотрены две полки, обе нижние и расположены напротив друг друга. В вагоне установлен общий кондиционер, а в каждом купе для пассажира предусмотрены розетки и телевизор. В стоимость билета СВ 1Т дополнительно входят комплект постельного белья, завтрак, чай, бутылка воды и гигиенический дорожный набор.
Вагоны классов 1Ф и 1Х в основном используются в поездах "Таврия", курсирующих в Крым. Они отличаются от обычных купейных вагонов только количеством спальных мест: вместо четырёх здесь предусмотрено всего два места на купе.
1Ф — это вагоны СВ с кондиционером и биосанузлом. В стоимость билета включены такие удобства, как постельное белье и дорожный набор. Некоторые поезда этого класса также предлагают возможность провоза животных при условии выкупа двух мест в СВ.
1Х — это практически аналогичный по уровню комфорта и набору услуг классу 1Ф. Основное отличие заключается в том, что в вагонах класса 1Х запрещен провоз животных.
Путешественники, которым достаточно базового набора услуг, таких как кондиционер и постельное белье, и которым не требуется доступ в бизнес-зал, обычно выбирают билеты в класс 1Л, 1Д или 1У. Эти классы выделены для тех, кто предпочитает путешествовать в спальных вагонах без переплаты за дополнительные услуги.
1У — это купе, где спальные места расположены одно над другим. Включенные в стоимость удобства включают общий кондиционер, спальные принадлежности и возможность провоза животных. Любые дополнительные услуги будут доступны за отдельную плату.
1Л и 1Д — это два класса СВ, которые предлагают уютные двухместные купе с улучшенным дизайном и базовыми удобствами. Включенные в стоимость услуги обычно включают постельное белье, кондиционер и санузел (не всегда био).
Стоимость билета в СВ
Стоимость места в вагоне СВ выше, чем в аналогичном купейном вагоне. Обычно цены начинаются от 10 тыс. рублей за одно место. Однако в зависимости от сезона, направления, дня недели, заполненности поезда и спроса цена может значительно изменяться. Этот подход к ценообразованию называется динамическим, что означает возможность как повышения, так и снижения стоимости билетов. Поэтому купить СВ по выгодной цене вполне реально.
Билеты лучше приобретать заранее. Приобрести билет на большинство поездов можно за 90 или даже за 120 суток до отправления. Однако не стоит покупать билеты сразу в первый день продаж. Как правило, в этот период цены на билеты самые высокие. То же касается последних суток перед отправлением: чем меньше времени до отправления, тем выше цена.
Билеты лучше приобретать заранее. Приобрести билет на большинство поездов можно за 90 или даже за 120 суток до отправления. Однако не стоит покупать билеты сразу в первый день продаж. Как правило, в этот период цены на билеты самые высокие. То же касается последних суток перед отправлением: чем меньше времени до отправления, тем выше цена.
Таким образом, СВ предлагает более высокий уровень комфорта и услуг по сравнению с обычным купе, что делает его привлекательным выбором для тех, кто ценит удобство и путешествия с дополнительными удобствами.