Полезная информация

Поезда российских железных дорог

2024-04-10 12:46 Пассажирам
На РЖД существуют "минимальные системные требования" и рекомендованные. Минимальные требования включают в себя поддержание тепла в вагоне, возможность открытия и закрытия окон несколько раз, а также доступность туалета по мере необходимости. Среди рекомендованных требований могут быть: использование новых вагонов (не старше 12 лет), прохождение специального обучения проводниками, предоставление качественного белья, разнообразное меню в вагоне-ресторане, наличие прессы на борту, установка кондиционеров, оборудование туалетов жидким мылом и накладками для сидений, а также система мониторинга подсистем вагонов.

Если поезд соответствует всем рекомендованным требованиям из норматива, то его называют фирменным. Таким поездам часто дают имя. Однако, поезда могут отличаться и по множеству других параметров и характеристикам.

Почему поезда различаются так сильно

Поезда и вагоны принадлежат различным компаниям-перевозчикам и имеют разные депо, разные услуги, разные типы обслуживания. В некоторых поездах установлены биотуалеты, в других предоставляется качественное бельё, а в купе могут быть индивидуальные кондиционеры.
Также различаются многие другие аспекты, например, наличие сундуков под нижними полками, которые могут быть убраны для облегчения уборки в плацкартах.

В фирменных поездах всегда застилают постельное белье на верхние места, за исключением боковых. Также фирменные поезда часто имеют оптимальное расписание, например, отправление из Москвы в поздний вечер и прибытие в Петербург к открытию метро. Нефирменный поезд может прибыть за час до открытия метро или в обед, когда это неудобно для большинства пассажиров. Фирменный поезд подается на станцию отправления как можно раньше, обычно минимум за полчаса до отправления. Обычный поезд в регионе может прийти за 10 минут, все в спешке сядут — и он поедет. И, конечно, фирменный поезд обычно имеет свое уникальное название. Например, "Красная стрела", "Сапсан" или "Иван Паристый".

Какие бывают перевозчики

Перевозчики - это компании, ответственные за предоставление услуг по перевозке пассажиров, в основном по железнодорожным путям. В России одним из основных перевозчиков на дальних пассажирских маршрутах является Федеральная пассажирская компания (чаще всего ассоциируемая с РЖД). Кроме того, существует множество частных перевозчиков, таких как ТрансКлассСервис (ТКС) и "Гранд Экспресс", который представляет собой единственный поезд перевозчика "Гранд Сервис Экспресс". Также на территории России могут действовать поезда из соседних стран, например, аналоги ФПК из Беларуси, а иногда и поезда из других стран.

Каждый перевозчик имеет свои особенности, а каждый поезд также обладает своими уникальными характеристиками. Частные перевозчики активно работают над повышением качества обслуживания, вкладывая усилия в создание комфортных условий для пассажиров. Например, некоторые предлагают премиум-услуги, такие как купе с душем, чтобы улучшить общее впечатление от поездки. Важно отметить, что, хотя ТКС не обладает собственными локомотивами, они прицепляют свои вагоны к другим поездам, часто обеспечивая сопоставимый уровень комфорта и услуг.

Какие еще есть отличия у поездов

  • Душ может быть доступен как в каждом люкс-купе в премиальном поезде за соответствующую цену, так и в одном штабном вагоне для всего состава. Почти на любом дальнем поезде можно официально воспользоваться услугой душа в штабном вагоне. Пассажир может узнать у проводника, где он находится, подойти к нужному вагону, встать в очередь и оплатить использование. Обычно очередей не бывает, а цены вполне доступны - примерно от 100 до 200 рублей.
  • Существуют гендерные купе, где пол первого пассажира, который приобрел билет, определяет половой состав купе. Если, например, вы мужчина и приобрели билет первым в купе, то либо в купе окажутся только мужчины, либо вы можете разрешить садиться рядом пассажирам любого пола. Соседнее купе может быть занято, например, четырьмя женщинами, если первым билет купила женщина. Например, класс 1У представляет собой гендерное купе, где первый пассажир выбирает, будет ли купе только его пола или смешанным по половому признаку.

Особенности поездов на коротких переездах

Существуют поезда дальнего следования, пригородные поезда с зарезервированными местами и электрички. Интересно, что электричка может быть и без использования электричества (например, рельсовый автобус). Суть этих трех классов заключается в следующем:

  • Поезд дальнего следования предлагает билеты с закреплением мест, часто включает в себя вагоны различных классов, и в нем часто предоставляются лежачие места (хотя, например, в "Сапсане" такие места отсутствуют, хотя этот поезд и относится к дальнему следованию). Билеты на такие поезда обычно начинают продаваться за 45, 60 или 90 дней до отправления, а доступ к поезду осуществляется со станции без использования турникета. Кроме того, часто предоставляется возможность электронной регистрации, и для посадки достаточно предъявить штрих-код с мобильного телефона или просто показать документы.
  • Пригородный поезд с предоставлением мест находится где-то посередине между электричкой и дальним поездом. Он предназначен для относительно коротких путешествий, но в то же время обеспечивает серьезный уровень комфорта. Билеты на такие поезда обычно начинают продаваться за 10 дней до отправления, в вагонах проводники. В них могут быть как люксовые места, так и вагоны, схожие с обычными электричками, но в отличие от последних здесь гарантированное место для каждого пассажира. Обслуживание часто выше, чем в электричках.
  • Электрички, которые часто называются пригородными поездами, это в основном сидячие вагоны без предоставления мест. Фактически, это означает, что пассажиры занимают места на первое попавшееся место. На популярных направлениях часто приходится стоять. Билеты на электрички обычно приобретают незадолго до отправления (за исключением различных проездных билетов), и для прохода через турникет нужно иметь при себе сам билет.
  • Бывают и гибридные поезда, когда на один маршрут можно приобрести билет как с резервацией мест, характерной для пригородного поезда, так и без места, как в случае с электричками. Например, на маршруте Владимир — Москва есть поезда, на которые можно купить билеты по двум разным схемам, но только на промежуточной станции Железнодорожная.

Скорый, скоростной, обычный поезд, в чем отличия?

  • Обычный поезд следует по маршруту таким образом, чтобы обеспечить транспортную доступность для всех пассажиров из различных сельских населенных пунктов вдоль его пути.
  • Скорый поезд останавливается далеко не на всех станциях, а лишь в основных пунктах маршрута. Обычно он немного дороже, но движется примерно на 15% быстрее (это, конечно, зависит от конкретного маршрута).
  • Скоростной поезд обычно имеет среднюю маршрутную скорость от 91 километра в час.
  • Высокоскоростной поезд, такой как "Сапсан", характеризуется максимальной скоростью в пути не менее 200 километров в час, при этом его средняя маршрутная скорость также составляет не менее 91 километра в час.

Отличить поезд по его нумерации довольно просто:
  • 1–150 — скорые круглогодичные
  • 151–298 — сезонные и разовые скорые
  • 301–450 — обычные круглогодичные
  • 601–698 — пассажирские в местном сообщении, между ними — обычные сезонные и детские (детские двигаются со скоростью до 50 километров в час)
  • 701–750 — скоростные
  • 751–788 — высокоскоростные
  • 921–940 — туристические (коммерческие)
  • 961–970 — грузопассажирские
  • Пригородные поезда имеют нумерацию от 6001 до 7598 и также могут отличаться по скорости
В дополнение к регулярным поездам существуют временные поезда, которые создаются для удовлетворения сезонного спроса, например, когда из Сочи в Москву отправляется много пассажиров. Также существуют поезда, ориентированные на туристов, такие как те, которые запускаются во время футбольного чемпионата. Они создаются в соответствии с текущей ситуацией, чтобы удовлетворить спрос на конкретное направление. Кроме того, существуют регулярные поезда, которые курсируют неделю в году, например, во время недели железных дорог, когда ФПК знает, что спрос на проезд будет значительно увеличен. Такие варианты поездов часто встречаются под Новый год и появляются в расписании задолго до отправления.